Свет, медиафасады и brand identity

Опубликовано: 20.07.2015

Разрабатывая концепцию для Парка Хуамин, мы столкнулись с определенной терминологической путаницей. Что же понимается в современном архитектурно-строительном дискурсе под термином медиафасад?

Мы всегда считали, что медиафасад - это нечто, более глубоко интегрированное в архитектуру, нежели просто установленный на фасаде светодиодный экран. В противоположность экрану, который по сути - стопроцентная субтракция из фасада в пользу "терминального мира"((с) Дэвид Роуз, "Зачарованные объекты"), медиафасад призван сохранять архитектурные смыслы, более того - ограничивать контент, сохраняя лишь ту его часть, которая способствует восприятию архитектуры. Однако мы столкнулись с тем, что все (или почти все) вокруг понимают под медиафасадом именно размещенный на фасаде экран, предназначенный для трансляции рекламного контента. Соответственно нашу установку пришлось назвать... просто архитектурным освещением фасадов, несмотря на нашу убежденность, что-она-то как раз в полной мере соответствует термину медиафасад.

Попробуем все-же для начала разобраться в терминах, проанализировав несколько конкретных московских проектов.

1. Меркурий Сити Тауэр в Москва-Сити

 

Меркурий Сити Тауэр в Москва-Сити

Один из наиболее эффектных арт-объектов ночной Москвы - гигантский четырёхэтажный "телек", вплетенный в техэтажи башни. Вплетенный в полном смысле этого слова - светодиоды сидят прямо в вентиляционных решетках. Экран, опоясывающий лентой верхнюю часть башни, имеет в итоге довольно сложную форму, полностью повторяя геометрию здания. Яркость - 6000 кд - позволяет видеть контент в дневное время суток, даже в солнечную погоду (но, конечно не на прямом солнце). И внимание - экран (пока?) не транслирует рекламный контент, только ролики самого владельца башни и поздравления с праздниками.

2. Рио на Ленинском

Пример эффектного, хотя и "крикливого" оформления ТРЦ, вполне в стиле продвинутой ЮВА (Гонконг? Сингапур? Шэньчжень!). Радужные светодиодные переливы сочетаются с эффектами движения, звездчатыми вспышками, яркости - сумасшедшие (в том числе и яркость каждого "пиксела", вблизи - буквально до рези в глазах), цвета - насыщенные...., в общем - дешево и вкусно!

3. Офис РусГидро на Малой Дмитровке

Это, конечно, не медиафасад, но пример архитектурного освещения, заслуживающего внимания по двум причинам. Во-первых, эффектная имитация падающих капель (потоков) воды не оставляет никаких сомнений в принадлежности офиса российскому гидрогиганту. Во-вторых, применено сбалансированное сочетание приемов освещения: более сдержанное - для исторических фасадов, динамичное, но локальное - для выглядывающих из-за них современных фасадов бизнес-центра. В итоге, возможно, сомнительное, но ставшее привычным в Москве архитектурное решение, когда от старых построек остаются лишь фасады, за которыми нависают громады офисных площадей, в ночное время выглядит весьма неплохо.

4. Здание центрального ГАИ на Садовом кольце

 

Здание центрального ГАИ на Садовом кольце

Проект выполнялся ФГУП "Атэкс" в рамках реализации городской программы создания единой светоцветовой среды Садового Кольца. Конечно, это архитектурное освещение (на московском жаргоне - "АХП" - архитектурно-художественная подсветка), но как ни странно - это и медиафасад сверхнизкого разрешения. На нем можно писать тексты, изображать движущиеся автомобили и жезлы гаишников и даже играть в примитивный тетрис и арканоид. Вполне преемственно с предыдущей версией установки - там были импровизированные светофоры.

Справедливости ради, установка не работает. Сегодня выглядит это вот так.

Здание центрального ГАИ на Садовом кольце

Обслуживанием заниматься город не хочет, или не может. Но сегодня мы не об этом.

5. Здание НИИ Гидропроект на Соколе

 

НИИ Гидропроект

Экран во весь дом. Плоский, в виде сетки. Дневная видимость. Так понимают медиафасад рекламщики - экран размером с фасад, значит, медиафасад. Транслируется рекламный медиаконтент - что-то про косметику, телевизоры и т д.

6. Здание на Можайском шоссе при пересечении с МКАД

Все один в один как в предыдущем пункте.

Итак, 6 объектов. В реализации двух из них мы приняли живейшее участие. (Каких? Подсказка - ). Какие из них - медиафасады? По нашей версии - первые четыре. По версии специалистов по наружной рекламе - последние два. А вы как думаете?

Теперь попробуем резюмировать. Отвлечемся от слова медиафасады, которое нам так нравилось, а теперь нравится все меньше. Пора ответить на вопрос, что из вышеперечисленного нам во зло и что во благо.

Будем исходить из того, что мы любим разнообразие. Пусть цветут все цветы и так далее. Индпошив против ширпотреба. Реальный выбор против псевдовыбора из одинакового, маскирующегося под разное.

Здания, как и люди, должны рассказывать свои истории. Мы используем свет, чтобы помочь им рассказывать истории в ночное время, когда темно. Если каждое здание расскажет свою историю, возникнет диалог, беседа. Городская среда станет богаче, а все мы (или всем нам) чуть лучше. Слово "здание" можно заменить на "бренд". Бренды, конечно, тоже хотят рассказать о себе. Это называется brand identity, и свет - мощнейшее средство брендинга. В этом контексте бренды - не только офисные здания, ЖК, ТРЦ и штаб-квартиры корпораций. Повсеместный тренд сегодняшнего дня - это брендинг территорий и целых городов. Москва - не исключение, конечно, члены Художественного Совета в курсе, как иначе. Ну а на практике...

На практике, к сожалению, прямоугольные терминалы циклопических размеров продолжают атаковать. И теперь уже беззастенчиво называют себя медиафасадами. Становятся привычными, как айфон в кармане и планшет под мышкой. Не удивительно - пиксел дешевеет, а с ним и рекламное время. Легко проектировать, легко продавать. Архитектор, как вы знаете, расстрелян, как поговаривали юмористы в прошлом веке... Так что же, грядет антиутопия терминального мира?

Поживем - увидим. А пока, если вам нужен медиафасад в смысле (1-4), а не в смысле (5-6) - это к нам.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru